Глазами Два Кросс

Невидимка, которого нужно увидеть

Вокруг толпа журналистов, репортёров и фотографов – к Лю Болину не подступиться. Ничего другого и не стоило ожидать: всё внимание прессы приковано к работе самого заметного «невидимки» последних лет – известного художника из Китая, «пропадающего» на своих работах, выставка которого «Лю Болин. Художник-невидимка» (6+) открывается 17 февраля в стенах музея современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге.

Для аудитории 18+

Сорокапятилетнего художника и скульптора, родившегося на побережье Жёлтого моря, с первого взгляда невозможно разглядеть нигде, будь то портрет Мао Цзэдуна, аптека, дверь сейфа или мясокомбинат – он по-настоящему растворяется на любом фоне, расписанный с головы до пят краской. Выполнение работы завораживает своей техничностью: сначала всё тело делится на секторы, а каждый сектор покрывается специальной краской, которую после сушат феном. Свежесть и необычность идеи заставили обратить на Лю Болина внимание со стороны как мира моды (художник в образе ледника предстал в рекламной кампании «Moncler»), так и проекта ООН «Глобальные цели», где Лю Болин растворился на фоне флагов стран-участниц Организации.

«Я думаю, что очень важно, чтобы художник постоянно ставил перед собой вопросы, чтобы всегда был какой-то нерешённый вопрос, который он старался бы преодолеть». Лю Болин

Полностью сосредоточенного на новой картине, создававшейся прямо на глазах прессы, первую часть перформанса Лю Болина ни на минуту не отвлекали ни вопросы журналистов, ни ослепляющие вспышки фотоаппаратов. Времени на это не было: буквально за несколько часов двоих волонтёров (одним из которых стала звезда русскоязычного Интернета Елена Шейдлина) вписали в картину Петра Горбаня «Сады Эдема».

В этом трудоёмком процессе Лю Болин не обходится без помощи: на площадке беспрерывно звучит французская речь его команды, состоящей из видео-операторов, куратора-режиссёра и гримёров. Говоря о своих помощниках во время интервью, Лю Болин делает акцент на том, что работает с превосходными художниками. И правда, результат их труда не перестаёт восхищать: будь то сам Лю Болин или группа волонтёров, его произведения всякий раз заставляют всматриваться в каждую деталь в поисках человека, спрятанного в самых разнообразных и неожиданных местах.

«Я обычно выбираю работу, которая стоит на пересечении нескольких тем: культура, эстетика, мироощущение той или иной страны» — говорит о выборе картин-фонов Лю Болин. При этом в своих произведениях художник затрагивает сразу же большое количество острых проблем: политические (в особенности права человека в современном Китае и отсутствие свободы самовыражения, которое он, будучи молодым художником, не вписавшимся в рамки цензуры, почувствовал на себе), экологические, социальные и национальные. Именно эти векторы его искусства и отражены ярче всего в цикле фотографий «Спрятаться в городе» и скульптур «Красная рука», представленных на экспозиции в музее Эрарта.

Во время интервью Лю Болин смеётся и шутит, поражая открытостью и готовностью говорить душевно и по-дружески. В это время пресса сыплет каверзными вопросами, спрашивая то о финансовом состоянии скульптора (ведь именно образование скульптора он имеет и признаётся, что скульптура отнимает у него порядка 60% времени), то о возможности использования обнажённой натуры в его работах. «Нет, у меня не было таких мыслей, — отрезает Лю Болин, — потому что я в своих работах предстаю в военной форме – это камуфляж. И это важный принцип».

Также мэтр получает много вопросов о своей Родине, имеющей в его творчестве одну из основополагающих ролей. «Скажем так, я не очень известный художник в Китае, — пожимая плечами, говорит он, — в Китае есть очень много прекрасных художников, которые, наверно, менее известны. Скажем, если я создаю какую-то работу, сразу прибегает очень много журналистов – очень много СМИ собирается. <…> Я думаю, для того, чтобы какой-то художник стал известным, он должен обладать талантом. Главное, чтобы было признание со стороны зрителей».

С особой охотой «невидимка», конечно же, говорит об искусстве, подчёркивая то, что больше всего оно подвержено влиянию времени. Это он и доказывает, являясь родоначальником совершенно нового направления в живописи, рождённого под давлением социальных, культурных и политических проблем новой эпохи. Также он отмечает, что остаётся свободным художником, у которого нет учеников, но добавляет: «Иногда ко мне приходят молодые художники, которые видели мои работы и хотят высказать какие-то предложения, и вот мы с ними болтаем».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Лю Болин, беспрерывно отвлекаясь, чтобы дать советы команде, заканчивающей работу над картиной, поминутно своими ответами заставляет репортёров улыбаться: «Я и не молодой, и не старый художник, — говорит он, имея за спиной выставки в галереях Нью-Йорка и Парижа, – мне надо ещё приложить усилия». А после сразу же, не убирая с лица искреннюю открытую улыбку, говорит, что черпает вдохновение из самой жизни и тех вопросов, которые возникают у современного человека. «Я думаю, что очень важно, чтобы художник постоянно ставил перед собой вопросы, — добавляет он, — чтобы всегда был какой-то нерешённый вопрос, который он старался бы преодолеть. Я думаю, самое главное качество успешного человека – это когда ты можешь реализовать свои мечты и стремления».

Лю Болин смеётся, говоря, что любимый момент работы для него – это конец. «Это радость. Ты столько вложил сил и получил, наконец, результат, — объясняет он, —  Почему нужно грустить? Грустить совсем нет причины. Потому что искусство – это достижение какого-то результата».