Глазами Два Кросс

Монпарнас на Фонтанке

Вплоть до 25 марта петербуржцы могут попасть на выставку «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса», которая в ноябре прошлого года стартовала в Музее Фаберже. Прекрасным проектом успела вдохновиться и наш спецкор Диана Маслова.

Для аудитории 16+

В зимние месяцы на карте Санкт-Петербурга появляется новый квартал – сердце европейского экспрессионизма первой трети ХХ века – парижский Монпарнас. И правда, попадая на выставку «Легенд Монпарнаса», открывшуюся в музее Фаберже на Фонтанке, невозможно не ощутить дух кипящего новыми взглядами на живопись, политику, бизнес и литературу Парижа, охваченного влиянием модернизма.

Начало ХХ века стало началом новой эпохи в живописи – рождением интернационального искусства, стёршим границы между культурами стран и позволившим родиться новой «неклассической» живописи. Именно отхождение от классического канона и сделало работы Амадео Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло и других представителей «Парижской школы» скандально известными своей авангардностью и непринятыми большинством современников. И именно эти плоды альтернативной культуры французской «la belle epoque» привлекли внимание ценителя искусства Йонаса Неттера, часть коллекции которого и выставляется в стенах музея Фаберже.

Картины на выставке Легенды Монпарнаса / Фото: Диана Маслова
Картины на выставке Легенды Монпарнаса / Фото: Диана Маслова

Выставка расположилась в четырёх залах, в одном из которых беспрерывно транслируется французский документальный фильм, рассказывающий как об истории модернизма, так и о жизни легенды «Парижской школы» итальянца Амадео Модильяни и его «опекунства» над художником еврейского происхождения Хаимом Сутиным. Яркие истории их жизней, управляемые чередой случайностей и везений, политическими и культурными потрясениями и, главное, огромным талантом, отражаются в каждом полотне, представленном на тёмно-красных стенах музея и составляющем яркий контраст с классической симметрией дворца Нарышкиных-Шуваловых.

Коллекция картин, вобравшая в себя как портреты, так и городские и морские пейзажи, при первом же взгляде вызывает удивление даже у современной публики, уже успевшей привыкнуть к геометричности модернизма. Шедевры «Парижской школы» более метафоричны и чувствительны, чем визуальны. Для понимания их «скрытого сравнения» с окружающим миром, и в особенности с человеческой душой, так высоко ценимой в довоенном Монпарнасе, зрителю необходимо не столько рассмотреть картину, сколько заглянуть в самое сердце художника, зная его историю, понять его мироощущение. В награду достаётся бесценное – возможность взглянуть на реальность глазами художников, по праву в наши дни названных легендами.