Глазами Два Кросс

Гребенщиков о своих картинах и зависти

25 января в музее современного искусства «Эрарта» состоялась пресс-конференция с Борисом Гребенщиковым, которая была посвящена его новой выставке работ «Азбука Лунного Света». Делимся как проходило мероприятие.

Для аудитории 16+

.jpg
Фото: Ольга Яшкирева

БГ величаво вплыл в зал, его появление больше было похоже на шествие гуру, чем на событие с рок-звездой — такая витала вокруг атмосфера. Всегда окутанный неким ореолом мудрости, в этот раз музыкант, похоже, привёз ещё и энергию солнечного Гоа, где несколькими днями ранее у него был уютный концерт.

Встреча прошла душевно, «виновник торжества» был вежлив и уклончив в ответах. Куратор мероприятия старалась вести беседу на тему выставки, но вопросы журналистов по большей части уводили диалог от искусства. Пресса не оставляла попыток начать разговор на политику и смежные темы. Уже вечером выходят заголовки:

«Гребенщиков ёмко выразил отношение к нынешней ситуации в стране»,

«Я своей жизнью пропагандирую алкоголизм»,

«Гребенщиков соболезнует в связи со смертью Сенчиной»,

«Лидер «Аквариума» отреагировал на резонанс вокруг Европейского университета в Петербурге».

Борис Борисович не игнорировал провокационные вопросы, поэтому СМИ удалось сорвать в этот день несколько резонансных заявлений. Самое громкое из них всё-таки касается политики:

«Мы вернулись значительно глубже и хуже: такой дурости, как сейчас, не было даже при самых идиотах советских. Мы достигли дна и стремительно движемся дальше», — заявил он.

При этом БГ считает, что «музыкантам нужно запрещать разговаривать на государственном уровне».

Также он раскритиковал в своих ответах ценителей командного состязательного спорта:

«Знаете, для меня спорт состоит в том, что я поднимаю кисть и ей рисую — это всё, что я знаю про спорт. В детстве я, кажется, катался на коньках, но я этого не помню. Больше о спорте я не знаю ничего. Ничего более абсурдного, чем смотреть за людьми, которые бегают по полю, я придумать себе не могу. Тот факт, что миллионы людей этим увлекаются, говорит о состоянии человечества».

Вернёмся же к культурной теме мероприятия. Не обошлось на пресс-конференции без вечного и ставшего уже риторическим вопроса, в чём смысл песен Гребенщикова. На эту тему он прозрачно намекнул:

«Зачем людям думать? Это занятие очень опасное. Большинство людей предпочитают не думать, и критиковать за это их я никак не решусь. Те, кто умеют думать, могут получить отдельное удовольствие».

Практически так же тщетны были попытки выяснить, что двигает автором при создании картин, какую концепцию он закладывает в свою живопись.

«Я могу думать неделю, но даже отдалённо не могу придумать ни одного слова, которым можно описать картину. Вот то, что вы видите, — то и есть. Концепции не то, что нет никакой, она даже не проходила мимо. <…> Это даже не работы, а удовольствия. 17 удовольствий».

Нет у музыканта привычной музы, нет каких-то сложных идейных оснований. Вывешенные картины продаются и, по заявлению Бориса Борисовича, все вырученные средства пойдут на запись нового альбома. Как говорит организатор выставки Инна Гринчель:

«Ему не нужно попадать в рамки стилей и направлений актуального искусства и что-то кому-то доказывать. Он творит, когда хочет и что хочет».

Из суммы сказанного можно заключить, что творчество БГ нативное и интуитивное, ни к чему не призывает, не преследует целей, не соответствует стилям, не вытекает из какой-либо школы. В какой-то степени это самое чистое искусство — поток невысказанного, настроение — без пропаганды и нравоучений. Возможно, автор сам не знает зачем берётся за кисть, просто следует зову сердца или неуёмности рук и головы.

У его картин нет корней: по заявлению БГ он не увлекался в детстве живописью, и вообще очень далёк от этого вида искусства.  Как он сам выразился:

«Если <…> затащить меня в любой художественный музей, то <…> (будет) масса невнятных возгласов, часть из них матерных, близко сводящихся к одному — «*** дети!. Как бы дорого я дал [за то, чтобы] научиться делать так, как рисуют они». Моё отношение ко всем без исключения художникам на земле — это чудовищная зависть. Потому что они умеют то, чего я никогда уметь не буду».

Его любимые мастера — Писсарро, Моне, Шишкин, Магритт. Что удивительно, Гребенщиков считает, что современнее Моне никого нет. Просто взял и широким жестом списал почти целый век развития живописи.

На вопрос может ли БГ описать, чем отличается удовольствие писать музыку от рисования картины, он также не даёт чёткого ответа:

«Музыка и живопись — разные вещи. Я получаю удовольствие и от того, и от другого. В чем между ними разница, не могу сказать».

Зато удалось выяснить, как проходит творческий процесс создания полотен. Музыкант рассказывает, что обычно спит не больше 8 часов, и это время приходится жертвовать на живопись:

«Дома я бываю около 4-5 дней в месяц. Поэтому, если я в 2 часа не упал, то есть шанс, что я всё-таки доползу до холстов <…>. Вот такое должно быть невероятное стечение обстоятельств.

Если настроение нападёт, а у меня не будет в это время холстов под руками, то как бы оно не напало, толку не будет никакого. Поэтому должно быть абсолютно случайное стечение обстоятельств: вот тут стоит мольберт, вот тут холсты, тут краски, тут есть время, тут есть музыка, которая играет. Каждая картина рисуется припадками, между ними проходит несколько месяцев. <…> Но есть серия картин, которую я всю сделал за месяц, а спустя два — доделал».

Надо отметить, что «Азбука лунного света» —  не первая выставка у БГ, ранее он также открывал выставки своих фотографий, доработанных до ярких образов в Фотошопе. Фото также представлены в Эрарте.

На пресс-конференции анонсировали дату выхода нового альбома «Время N»- 16 февраля. Обещали также выставки в Париже и Нью-Йорке.

Подытожить отчёт о встрече, наверное, лучшего всего высказыванием Гребенщикова о себе:

«У меня есть колоссальная роскошь — я себя никем не считаю. Я вообще о себе никогда не думаю. Есть значительно более интересные темы. Поэтому о себе я сказать ничего не могу.»

Такой взгляд на вещи объединяет и возможно объясняет всё его творчество, все туманные ответы, в которых он всегда немного подтрунивает над спрашивающим, а также неопределенность в религии и философии. Всё это просто человек и его изменчивое отражение.

Посмотреть работы Бориса Гребенщикова можно будет до 19 февраля.