Место события

На рубеже естественного и рукотворного

В минувшую пятницу в Доме Книги состоялась вторая сессия международного просветительского проекта LAKHTA VIEW. Известные художники Эндрю Логан и Хидеми Нишида провели публичную лекцию о взаимодействии природного и рукотворного в искусстве и городской среде.

Для аудитории 0+

Декабрьская сессия проекта LAKHTA VIEW логически совпала с закрытием Года экологии в России, и такой выбор организаторы явно сделали неспроста. Вот и спикеры – художники из Великобритании и Японии – рассказывали собравшимся в Атриуме Дома Книги петербуржцам о том, как связать городское пространство и его рукотворные элементы с природными объектами.

«Все мы — природа, каждый из нас. Мы все сделаны из одинаковых атомов, мы создали большие города и массу рукотворных объектов, и привыкли делить все на «природное» и «искусственное», но это не вполне правильно: все это — проявления природы. Мы живем в удивительном мире, который нам нужно беречь. Нужно стремиться самостоятельно привнести природу в свое жилое пространство: если каждый из нас заведет домашнее растение и будет за ним ухаживать, если у каждого будет маленький домашний садик, то у всех вместе будет большой эпичный сад» — считает Эндрю Логан (Andrew Logan), всемирно известный представитель школы британских эксцентриков. Он же – скульптор, ювелир, а также идеолог альтернативной моды.

Эндрю Логан / Фото: предоставлено пресс-службой проекта LAKHTA VIEW
Эндрю Логан / Фото: предоставлено пресс-службой проекта LAKHTA VIEW

К уже сказанному Логан философски добавляет: «Лучше всего для описания города, идеального для жизни, подойдет слово органичный. Это город, наполненный разными цветами и светом, в котором деревья, здания, всё остальное — части единого целого, которое берет свое начало в природе, в естественном и натуральном».

К его экспертному мнению сложно не прислушаться: экспонаты, созданные автором, хранятся в музее Виктории и Альберта, Национальной портретной галерее, галерее Хейвард, Королевской академии художеств, музеях Национального фонда объектов исторического интереса и природной красоты — Баклэнд-Эбби и Сомерсет-хаус. Кроме того, у Эндрю Логана есть собственный Музей скульптуры в Берью (Уэльс).

В схожем ключе высказался и японский художник и архитектор Хидеми Нишида (Hidemi Nishida), который вспомнил о собственных инсталляциях, интегрированных в природный ландшафт. Так, для работ Fragile Table и Garden Sky на фоне живописного ландшафта автор установил стол и диваны на удлиненные ножки, тем самым приглашая зрителя взглянуть на пейзаж с новой высоты и точки зрения. Схожим приёмом Нишида пользовался и в работах The Meal, Surrounded Street и многих других. Логика действий автора понятна: привнося в среду неожиданные элементы, художник помогает увидеть обыденные вещи под новым углом.

«Когда я начинаю новый проект, у меня никогда нет полной “картинки” с конечным результатом. Я иду туда, где будет находиться инсталляция, ставлю камень, рассматриваю, думаю, что же у меня получилось. Я всегда нахожусь в поиске прекрасного в природе и городском окружении, и хочу донести другим то впечатление, которое я нахожу. Для этого я стараюсь найти некую “хрупкую” точку в пространстве, чтобы создать в этом месте трещину в реальности, в привычном взгляде на мир. Через эту трещину можно увидеть то, чего вы там раньше не видели, увидеть свой внутренний пейзаж, который есть у каждого», — комментирует Хидеми Нишида.

По уже сложившейся традиции классическая лекционная часть встречи сменилась дискуссией, к которой были приглашены зрители, находящиеся в зале, а также все те, кто присоединился к прямой трансляции. Модератор дискуссионной части LAKHTA VIEW традиционно выступил эксперт по теме сессии, главный редактор National Geographic Россия Андрей Паламарчук, который указал на важность концептуального разделения понятий «среда» и «природа».

По мнению автора, если раньше взаимоотношения людей со средой обитания сводились к освоению и подчинению, сегодня от природы в её традиционном понимании в новой структуре не остается ничего. Так что, «Мы не вернемся к идиллическому состоянию прошлого и вынуждены искать новые пути диалога с природой. Не подчинять ее, а слушать, причем слушать очень внимательно, и эта работа не только для преобразователей, индустрии и ученых, но работа для философов художников, артистов. Здесь важна интуиция и тонкие визуальные подходы, в синтезе которых рождаются новые виды искусств», — отметил Андрей Паламарчук.

Ольга Бузина / Фото: предоставлено пресс-службой проекта LAKHTA VIEW
Ольга Бузина / Фото: предоставлено пресс-службой проекта LAKHTA VIEW

В схожем ключе размышляла и Ольга Бузина, программный директор и модератор лекционной части LAKHTA VIEW, директор по коммуникациям Лахта Центра: «В календаре наших мероприятий большинство тем — полноценные научные и гуманитарные дисциплины, такие как архитектура, дизайн, искусство. На их фоне такое обширное и абстрактное понятие, как «природа», может показаться странной темой. Однако мы считаем, что именно в рамках широких понятий, таких как «природа» или «человек», сейчас возникают наиболее интересные изменения, новые явления, самые прорывные и востребованные проекты. Глубинное осознание того, как природа интегрируется в наше повседневное окружение, поможет нам вместе сформировать устойчивое будущее».

Добавим, что третья по счету сессия проекта LAKHTA VIEW будет посвящена дизайну. Мероприятие пройдет 19 января 2018 года. Мы продолжим внимательно следить за развитием событий.