Глазами Два Кросс

Второе дыхание «Стульев»

26 сентября Молодой Свободный Драматический Театр представил широкой публике пьесу «Стулья» по мотивам всемирно известного драматурга, основоположника абсурдизма Эжена Ионеско. Наш корреспондент Мария Шостак делится с читателями первыми впечатлениями.

Для аудитории 12+

Для того, чтобы лучше понять «Стулья» Эжена Ионеско (18+), необходимо какое-то время после прочтения о нём не думать, дать первым впечатлениям улечься в голове – иначе эмоции захлестнут с неистовой силой. Однако, по прошествии нескольких дней к этому произведению непременно стоит вернуться. Точнее, оно само вернётся к тебе. Этот траги-фарс настолько жизненный, что невольно задаёшься вопросом: не со мной ли это происходит? Так же и с постановкой по мотивам произведения. Минуло несколько дней, первые эмоции поутихли. Осталась лишь уверенность: в дебютном спектакле МСДТ пьеса французского драматурга Эжена Ионеско обрела второе дыхание.

Жизнь, как она есть

Экспрессивная игра актёров вкупе со стремительным развитием сюжета, в котором сталкиваются два мира – молодость и старость, – всё это врезается в память с первых же минут. Между тем, ключевой символ всего произведения – стулья – исчезают со сцены; вместо них появляются вёдра и, как итог, – огромное количество воды. Актёры, тем временем, поясняют, с чем связана подобная интерпретация: «Ведра есть не что иное, как холодное железо – пустое и безжизненное. Что-то более холодное, чем стулья». Впрочем, самым главным в этих вёдрах оказывается вода.

Режиссер спектакля Андрей Пономарев комментирует: «Вода это жизнь, которая утекает. Они ей разбрызгиваются». В то же время, вода – не просто одна из стихий,  а огромнейшая сила,  способная как создать что-то новое,  исцелить, очистить, так и разрушить. В этом отношении действующие персонажи – старик со старухой – мастерски используют содержимое вёдер. Рассказывая о своей жизни,  актёры омывают красные шары,  выливают воду на себя, омывают друг друга – возможно, в попытке очиститься или обрести покой на склоне лет.

С одной стороны, изюминка этой пьесы состоит в абсурде всего происходящего,  в вымышленных гостях – ведрах; к примеру, императора на сцене олицетворяет гигантская бочка (какой яркий символ!). С другой стороны,  действительно ли имеет значение, реальные гости или вымышленные? В конце концов, многие из нас делают то же, что и герои пьесы; мы развлекаем себя пустой болтовнёй, просмотром сериалов и ток-шоу, боясь задать себе самый главный вопрос: а чего я хочу на самом деле?

Спектакль "Стулья" / Фото: сообщество спектакля ВКонтакте
Спектакль «Стулья» / Фото: сообщество спектакля ВКонтакте

Самое главное –  содержание – Эжен Ионеско спрятал в трагическом фарсе,  гиперболах и немыслимых ситуациях. Возможно,  именно такой подход позволяет оценить жизнь по-новому. В каком-то другом ракурсе. Ну а постановке МСДТ удаётся убедить зрителя, что далеко не всегда абсурд является абсурдом.

 

Мария Шостак