Глазами Два Кросс

По следам Якова Чернихова

Выставка работ Якова Чернихова в Эрарте, об открытии которой мы рассказывали ранее, заставила многих по-новому взглянуть на личность и фигуру советского архитектора. Тем временем, наследием легенды можно вдохновиться и вне музейных стен. Пётр Емельянов и Екатерина Поляшова убедились в этом лично.

Для аудитории 12+

23 сентября, помимо посещения выставки «Коды геометрии», журналистам представилась возможность отправиться на архитектурную прогулку по юго-западной части Васильевского острова – причём, совершить её в сопровождении кандидата искусствоведения, ст. н. с. Российского института истории Ивана Саблина. Автор многочисленных статей по истории архитектуры провёл собравшихся по следам советского авангарда и конструктивизма, а заодно рассказал, насколько богата история застройки Васильевского острова.

По прошествии века

Главной целью экскурсии стал осмотр конструктивистского памятника – канатного завода «Красный гвоздильщик» – и его оригинальной водонапорной башни. Макет и проект  комплекса можно увидеть на выставке «Коды геометрии» в «Эрарте»; тем временем, саму постройку исследователи называют наиболее известной ленинградской работой Якова Чернихова. Несмотря на то, что канатный цех давно уже перестроен, а башня не используется по прямому назначению, здание по-прежнему смотрится динамично, а его облик логично вписывается в общую концепцию всей 25-й линии. Иными словами, композиция, созданная Черниховым почти столетие назад, не утратила новизны и актуальности и по сей день. Эти же слова можно сказать и о многих других работах архитектора.

Впрочем, на Васильевском острове собравшиеся ознакомились и с иными объектами пролетарской инфраструктуры. Жилмассив, фабрика-кухня, первый в стране ДК – все постройки указанного периода полностью отвечали духу времени. Чего не скажешь о дне сегодняшнем: многие здания сейчас либо обветшали, либо являют собой примеры неудачной реконструкции.

чернихов_экскурсия4__marked

«Работы Якова Чернихова дают необыкновенно сильный импульс к творчеству! Анализируя наследие, оставленное Черниховым, каждый может открыть для себя нечто, позволяющее в той или иной мере овладеть искусством композиции. Это умение грамотно расставлять акценты, выявлять главное и второстепенное, передавать экспрессию и динамику, чувствовать пропорции» – комментирует кандидат архитектуры, доцент кафедры Истории и теории архитектуры СПбГАСУ Мария Гранстрем.

«Чернихов обладал невероятным профессиональным чутьем, тонко чувствовал нюансы. Его знаменитая водонапорная башня необыкновенно проста и лаконична, а ведь не зря говорят, что все гениальное – просто. К сожалению, современные проекты демонстрируют чаще не профессионализм архитектора, а его амбициозность. Наверное нам, архитекторам, имеет смысл чаще обращаться к работам авангардистов, учиться у них композиционным приемам, выразительности и чистоте форм, строгому отношению к масштабу и пропорциям. А непревзойденным учителем по искусству композиции был и остается Яков Чернихов» – отметила она.