Место события

Танец по законам физики: фестиваль Skorohod Swiss Week откроет «Ядерная реакция»

Вот уже в третий раз в городе на Неве пройдет фестиваль Skorohod Swiss Week. Ведущие хореографы Швейцарии привезли в Петербург несколько самобытных постановок, одну из которых нам даже удалось увидеть лично. Впрочем, обо всём по порядку.

Для аудитории 18+

Вот уже в третий раз в городе на Неве пройдет фестиваль Skorohod Swiss Week. Ведущие хореографы Швейцарии привезли в Петербург несколько самобытных постановок, одну из которых нам даже удалось увидеть лично. Впрочем, обо всём по порядку.

Ежегодный фестиваль танцевального искусства и перформанса Швейцарии Skorohod Swiss Week стартует в Северной столице уже сегодня. Сквозная тема события звучит как «Демонтаж танца» («Dance Deconstruction»); это значит, «на выходе» публика увидит цельные произведения, как бы разобранные на ряд элементов. В итоге сама конструкция танца, состоящего из мельчайших деталей, станет понятна и профессионалу, и простому обывателю. В свою очередь, это должно облегчить восприятие, а заодно и подтолкнуть зрителя к новым размышлениям на тему современного танца.

Среди постановок, которые представят в рамках фестиваля, значатся танцевальное исследование «От A до B через C» («From A to B via C», 18+), хореографическое произведение «Знакомьтесь: Шаффтер и Стауффер!» («Introducing Schaffter & Stauffer», 18+), а также спектакль «Ядерная реакция» («Strong Force»/«Força forte», 18+).

Необходимо отметить, что к последнему перфомансу приковано особое внимание: он не только открывает фестивальную программу, но и станет мировой премьерой. Тем временем, в канун ответственного события хореограф Жиль Жобан (Gilles Jobin) пообщался с прессой и рассказал о постановке немного больше.

Физика в танце

Как оказалось, сама идея работы тесно связана с научными исканиями Жиля. Ещё в 2012 году хореограф проходил стажировку в лаборатории исследований ядерных реакций. Основным итогом того периода стало рождение постановки «Квантум», которую можно назвать прототипом «Ядерной реакции». По словам Жиля, в первой постановке его интересовало понятие генератора движения. Как итог, хореограф стал изучать физику элементарных частиц, чтобы найти в ней некий закон, способный помочь создавать движения в танце. Впрочем, несмотря на то, что «Ядерная реакция» и «Квантум» были инспирированы одними и теми же законами генерации движения, обе эти работы сильно отличатся друг от друга. «Квантум» создавалась на основе законов движения элементарных частиц, а потому она очень абстрактная. Между тем, в «Ядерной реакции» Жюль решил пойти дальше и исследовать фундаментальные физические силы и законы.

В своей новой постановке автор уходит от абстракции и работает уже с наглядным визуальным материалом. Но и здесь без физики не обошлось. «Для того, чтобы описать взаимодействие кварков, физики используют хромодинамику. Кварки не имеют цвета, поэтому, чтобы облегчить описание, исследователи используют зелёный, красный и синий цвета, которые, смешиваясь вместе, становятся уже чем-то иным. В «Ядерной реакции» мы используем эти же самые три цвета, чтобы более наглядно показать, как происходит взаимодействие. Если луч узкий, направленный, то мы можем чётко видеть границы этих цветов и понимать, что они разные. А когда лучи становятся больше, шире, то цвета смешиваются, и в какой-то момент они даже могут стать белым цветом» — пояснил он.

Вместе с тем, танец создают люди. Взяв за основу законы физики, Жиль в своей работе рассматривает взаимоотношения и между ними — а это уже совершенно другая грань постановки. Однако, научный подход позволил хореографу отойти от эмоционального описания этих взаимоотношений. Именно поэтому на сцене представлена ковбойская тема: сам образ ковбоя узнаваем практически везде.

Между тем, зритель, который увидит постановку своими глазами, вряд ли задумается о сложных физических терминах, которыми оперировал хореограф. Впрочем, по словам Жиля, прелесть современного искусства и состоит в том, что оно даёт человеку свободу выбора. Всегда есть возможность следовать за художником, или же сходить с намеченного им пути. «Но то, что вы подумали в тот момент, когда увидели произведение, — это и есть правда» — говорит Жиль Жобан.