Глазами Два Кросс

Классики советской фотографии напомнят петербуржцам о прошлом

Выставка «Свобода в объективе», вернисаж которой пришелся на 19 июня, объединила немало творений Александра Родченко, Владимира Лагранжа и Юрия Роста. О том, чем запомнился старт уникального проекта, рассказывает наш специальный корреспондент Мария Шостак.

Для аудитории 12+

Выставка в новом крыле Эрарты наверняка впечатлит даже искушенного зрителя. Казалось бы, её задумка проста: фотоработы, совершенно разные по тематике и исполнению, расположены в хронологическом порядке. Впрочем, здесь труды классиков объединены страстью к жизни «как она есть», во всех ее проявлениях. Это и является отличительной особенностью проекта.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Сквозь время и пространство

Сначала зрители попадают в эпоху 20 –х годов. Работы авторов объединены темой «Стильных людей», а потому не удивительно, что экспозиция представляет тех, кого сейчас принято называть «селебрити». В кадре мелькают Владимир Маяковский, Лилия Брик, Анатолий Скурихин, Александр Родченко и даже его жена Варвара Степанова. Особенно завораживают образ Лилии Брик в полупрозрачном платье (весьма смелая фотография для той эпохи), а также харизматичный снимок Александра Родченко с трубкой.

Если пройти дальше, зритель оказывается в далёких 60-х. Мы действительно забыли ту эпоху! Возвышенность в поступках и одухотворенность, идейность и партийность, приверженность своим идеалам и принципам…это своего рода идеализированное общество с розовыми очками! Жить за идею, создавать новое будущее — не это ли прекрасно? Такими лозунгами едва ли не кричат фотоработы Владимира Лагранжа в проекте «Оттепель».

Даже самого критично настроенного человека они способны перенести в ту эпоху. «Голуби», «Урок Сольфеджио», «Победа коммунизма неизбежна» и многие другие знаменитые работы этого классика советской фотографии заставляют зрителя очутиться в эпицентре лозунгов, съездов КПСС и прочей атрибутики тех времен. Затем следуют уже более современные фотографии, сделанные в период 70-х-90-х годов Юрием Ростом. Его работы объединены в экспозицию с причудливым названием «Групповой портрет на фоне мира».

Как однажды пошутил Юрий Рост, он «поженил текст на фотографии».

Сам Юрий Рост, присутствовавший на открытии, причислил себя к любителям. По его мнению, любитель это «тот человек, который снимает что-то необязательное, просто какие-то глупости, а с годами вдруг оказывается, что это знаки времени».
Отличительная особенность фотографий Юрия Роста заключается в том, что у каждой из них есть своя история и к каждой написан свой уникальный текст. Как однажды пошутил Юрий Рост, он «поженил текст на фотографии».

Особенно запоминающимися можно назвать работы «Волшебная девочка Тенсинг/Самар/Мустанг» и «Красавица» (Замбия).

Уйти, чтобы вернуться

Профессор Санкт-Петербургской Академии Художеств, искусствовед Алексей Сергеевич Карцов рассказал про такое явление, как «флорентийский синдром». По его мнению, нет ничего загадочного в «Волшебной девочке». Но почему-то из всех работ возвращаться хотелось именно к ней. Кажется, словно большие детские глаза смотрят внутрь тебя, заглядывая в самую душу…

Пожалуй, после посещения этой выставки многие зрители захотят поближе познакомиться с разными эпохами минувших дней и немного постичь их. К примеру, полистать труды Карла Маркса или почитать стихотворения Маяковского. Но, пожалуй, еще больше им захочется отправиться в путешествие к далеким берегам.

Мария Шостак