Глазами Два Кросс

В Эрарте открылась выставка работ Виктора Вазарели

В «Эрарте» стартовал, пожалуй, один из самых необычных и долгожданных выставочных проектов - «Оптические пространства Виктора Вазарели». Графику, картины и кинетические скульптуры из коллекции Тибора и Кати Чапеи петербуржцам будут показывать в течение двух месяцев. Ну а мы, тем временем, побывали на открытии и увидели мир глазами основателя оп-арта.

Для аудитории 12+

Работы Вазарели из коллекции семьи Чепеи экспонируются по всему миру уже более 30 лет. И вот, наконец, удивительные творения мастера доехали до Северной столицы. Примечательно и то, что выставка, открывшаяся в новом крыле «Эрарты», проходит в рамках Дней венгерской культуры в России.

Во время торжественной церемонии открытия 16 апреля в «Эрарте» присутствовала куратор выставки, Кати Чепеи. Она вспомнила, как в 1987 году в одном из писем Виктор Вазарели написал о том, насколько большим успехом он счел бы выставку в Москве и Санкт-Петербурге. И вот, спустя почти три десятилетия, его мечта сбылась.

По словам Кати Чепеи, попадая на выставку, зритель видит работы художника в хронологическом порядке — начиная с раннего этапа и графических работ, и заканчивая вершиной творчества — оп-артом. На наш вопрос о том, какие творения Вазарели она могла бы выделить, коллекционер ответила: «С точки зрения российского обывателя можно выделить две работы — «Посвящение Малевичу» и работу «Космос», которая в 1982 году побывала в космосе». А что же пытается рассказать выставка своим зрителям? Говоря об этом, Кати Чепеи напомнила: «Зрителю не нужно ничего усложнять; надо просто наслаждаться игрой цвета и формы, а также наблюдать за оптической иллюзией, которая рождается в работах Вазарели».

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Из прошлого — в будущее

С трудом верится, что большую часть своих трудов Вазарели создал еще в середине прошлого столетия. Каждое творение словно «дышит» сегодняшним днем, «живёт» современной жизнью. Но чем дольше вглядываешься в изображение, тем больше задумываешься о футуристическом будущем, где цветоформы рождают новую реальность.

Пожалуй, Вазарели был прав в своем стремлении использовать оптические иллюзии в повседневной жизни, в частности, в архитектуре. Если бы города были украшены сообразно видению мастера, они перестали бы ассоциироваться с удручающим цементным однообразием, и воспринимались бы как нечто органичное. Рождая движение на плоскости, выделяя одни геометрические фигуры из других, Вазарели наглядно показывает, каким разным и удивительно гармоничным может быть окружающий мир.

Ольга Юрченкова